Живые параллели

Андрей Теслинов

 

Чужой  опыт не приживается в России – мы живем, действуем и мыслим по-другому. Нам нужно пренебречь чужими рецептами чужого успеха и подняться к его естественным законам. Бизнес – это физика, а не экономика. Открытый мир – большое чудо и возможность путешествуя через обращение к иному понимать самого себя.

Заблуждение первое

Одно из редкостных по последствиям заблуждений нашего времени проявилсь в том, что бизнес отнесли к экономическим дисциплинам.  Это обстоятельство усугубил ВАК Министерства образования и науки РФ. В паспорте специальностей с уточнениями от 2004 года «Организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами» отнесено к экономическим наукам (Специальность 08.00.05) . Теперь в этой области господствуют экономисты, выводят законы успешной деятельности, исходя из нее самой. И… не получается. Жизнь показывает, что успех слабо связан с тем, что рекомендуется в учебниках по экономике. Он приходит или не приходит чаще с другой стороны, а зачастую и вопреки экономическим рекомендациям.

Загляните в словарь и Вы все поймете. Оказывается, экономика – неестественная наука. Естественные науки (естествознание, natural sciences)  — это науки о природе. Естественными науками считаются: математика, физика, химия, биология, науки о Земле, науки о человеке как социально-биологическом существе. Все же забавно, что бизнес-практику, ту самую реальность, которая уже стала естеством нашей жизни, объясняют искусственные науки.

Если закрывать глаза на то, что происходит вокруг нас, и пытаться объяснять бизнес  не естественно, а только исходя из его собственных фактов, то… ничего не получится. Или получится что-то такое, что однажды обязательно вскроется как самообман, как искусственное. Именно этот урок принесли всему миру события на американском рынке ценных бумаг в 2008 году, не так ли?

И все же, скажете Вы, можно выводить рецепты успеха бизнеса из него самого. Например, из успешного опыта успешных бизнесменов и предпринимателей. Да, но такие рецепты имеют короткий период действия – это доказано. Кроме того, они всегда обусловлены. Чтобы воспользоваться ими, нужно воспроизвести в точности те условия, в которых тот или иной рецепт оказался успешным. Вам не приходит в голову, что неудачные попытки воспользоваться опытом японских компаний в Европе или даже в «самой» Америке, откуда исходит самый большой поток поучений миру,  связаны именно с этим, с невозможностью воспроизвести в точности все условия японского бизнеса? Точно по этой же причине европейский опыт не приживается в России – мы живем, действуем и мыслим по-другому. Что же делать?

Выход есть! Нужно пренебречь готовыми рецептами и подняться туда, откуда они исходят — к естественным законам бизнеса как полноценной части живой природы. Так поступают профессионалы.  Но этот подъем над готовыми рецептами чужого успеха возможен лишь при условии, что мы выходим за пределы самого бизнеса и ищем законы более широкого действия, чем его собственные. И такие законы есть. Повсюду их следы.

Как  и бизнес, затеянный предпринимателем ради собственной свободы, однажды становится его оковами, точно так же и завозимые в колониальный период  в Сингапур рабы-китайцы («китайские свинки», как их звали тогда англичане) когда-то становятся хозяевами страны. Точно по этому же закону темнокожие, ввозимые когда-то в Америку как дешевая рабочая сила для белых, становятся правителями белых в 2008 году. По этому же закону камбоджийские рыбаки сбрасывают в море умершего рыбака со словами: «Сейчас он был рыбаком, ловил рыбу, а теперь он будет рыбой, которую будут ловить рыбаки…». Этот же закон срабатывает  в тех случаях, когда при увеличении количества управленческих уровней в компании   она… теряет в управляемости. Уместный пример здесь – исчезнувший с планеты Инкомбанк, у которого в один из периодов было 28 вице-президентов. Во всех этих случаях я говорю о законе «зеркальной изменчивости». Это закон из разряда фундаментальных – никто никогда еще не смог избежать его действия.  Закон этот наряду с другими исконно правит своею силой, скрываясь от ненаблюдательных в разноцветные обертки.

Заблуждение второе

Сначала несколько примеров. Посмотрите на своих сотрудников или подчиненных, а, лучше, загляните в себя – мотивация, над которой трудится служба персонала, «работает» все слабее. Она действует лишь на короткое время. У Вас не так? Разумеется, денежная добавка к окладу радует, но… не долго. Мир открыт и, посмотрев в окно, можно увидеть, что, например, в аналогичной организации и на аналогичной должности сосед-менеджер получает существенно больше.  Несколько дольше действуют  так называемые «нематериальные мотивы»: признание, комфорт, отношения… Но и они уже не сохраняют «прочность на растяжение».

Другой пример. Ресурса, выделяемого на любой проект, катастрофически не хватает.  За это можно обвинять управляющего проектом, но не стоит. Не он виноват – так мир устроен. Уже давно Мерфи установил, что  для эксперимента, в котором Вам требуется 10 экземпляров, скажем, кроликов, надо брать 12 штук. Для российских условий есть уточнение  Ю. Лужкова – в России надо брать 50. Словом, ресурс на любое дело в организации расходуется быстрее, чем завершается проект. Более того, проекты все реже и реже завершаются до конца. Не завершив предыдущий проект, мы начинаем новый – это нормально. Этой примете времени есть название – non finite… незавершенка (Люк де Брабандер). Так было и раньше. Скажем, картина Иванова «Явление Христа народу» за 20-летний период так и не завершилась. Но это не мешает нам понимать, что перед нами шедевр искусства. Просто сейчас этот эффект тотальной незавершенности можно наблюдать повсюду.

Вот еще пример. И прежде было понятно, что любая организация это подвижная целостность, что ее свойства, способности изменяются по мере накопления опыта. На растяжках в любом городе можно увидеть примерно такое: «Компания АБВГД. Нам уже пять (!!!) лет». Понятно, что это слабая, но все же форма сказать, что мы другие, мы лучше, чем некоторые, которым всего-то полгода. Но в наше время этот естественный дрейф свойств организации становится бедствием для руководителей. Мудрецы говорят «дважды в реку не войти». За ними теперь можно повторить – ты не войдешь дважды в одну и ту же организацию. Она каждый день, каждый раз как новая. И неважно от чего это происходит: обучаются ли люди в компании, возникает ли новый опыт, который меняет поведение, вспыхивают ли сполохи на солнце, как это наглядно показал наш соотечественник А. Л. Чижевский… не важно. Важно лишь то, что теперь, отдавая поручения, Вы должны заново «померить» свою организацию – ведь она не такая, какой Вы ее оставили вчера.

Где же здесь заблуждение, если все это, действительно бывает, могли бы спросить Вы? Заблуждаются те, кто помыслит эти и подобные примеры как случайности или  как  уникальный предпринимательский опыт одного-двух человек.  На самом деле все это уже было в других реальностях, давно понято и описано законом.

За одним из самых давних описаний обратитесь к «Книге перемен».  Достаточно пробежать по ее гексаграммам «невооружаенным» глазом, чтобы понять, что все три ее цикла (вэнь вана, фу си, маваньдуньский)  указывают на одно — перемены непрерывны, необратимы и «нет ничего постоянного, кроме перемен» (В.Г. Масленников).

Более строгое объяснение дается в школьных учебниках по физике. Любой хорошист подтвердит, что существует  закон сохранения энергии, по которому в замкнутой целостности энергия никуда не девается, а лишь преобразуется. Отличник, скорее всего, добавит, что наряду с законом сохранения энергии существует еще и закон сохранения мощности (Лагранж – 1778 г., Максвелл – 1855 г., Крон – 1934 г. и др.).  Согласно ему полный поток энергии на входе в организацию N разделяется на активный А и пассивный Р потоки, причем  N=A+P

Кроме того, добавит он,  энтропия (это поток накопленной связанной (отработанной) энергии, отнесенный к единице объема) непрерывно растет. Она вообще  стремится к максимуму (принцип Клаузиуса). Все это сопровождается уменьшением свободной энергии (принцип Лешателье). Отсюда и «сдувание» персонала, перерасход ресурсов, дрейф свойств организации  и многое другое. А если учесть, что мир стал открытым, что все целостности взаимодействуют друг с другом (не замкнуты), что процессы энергообмена ускоряются, то понятно — свободной энергии становится все меньше. Мы говорим о той энергии, которая могла бы пойти на активную работу во благо компании.

Проще говоря,  природа тратится и тратится  с ускорением. Как следствие – наш колоссальный спрос на энергетику, на энергичных людей, на молодую, горячую кровь, на вулканы идей и фонтаны инициатив. А где их взять? Западный мир, порядком поистратившись и поистратив обширные соседние территории, полез в Китай, в Индию. А мы? Впрочем, это уже другая тема.

Вы уже догадываетесь, что бизнес – это физика!

Малый калейдоскоп параллелей

Вот несколько примеров такой физики, собранные в путешествиях по городам и странам… Точнее, физику с ее объяснениями оставлю для другого разговора, а здесь просто понаблюдайте за параллелями из бизнес-практики и другой реальности.

В менеджменте нет практически ни одного учения, рецепта или рекомендации, которым нельзя было бы противопоставить нечто прямо противоположное. Одни школы учат, что нужно делегировать полномочия, другие – полномочия нужно концентрировать. Одни говорят, что компаниям нужно двигаться за спросом. Другие – нужно идти за технологиями, а спрос возникнет сам собой. Персонал нужно обучать «сверху», от задач стратегии компании! Другие (например, японцы) доказывают, что обучать компанию нужно «снизу», от проблем и возможностей персонала, тогда и стратегии могут быть любыми. Продолжайте список противоречий… А где же правда? Ее можно увидеть в Ханойском университете. Там при входе в здание, где ведутся занятия уже 1000 лет, стоит статуя Конфуция, который держит перед собой две ладошки, развернутые друг к другу, и тем самым говорит: «Все в природе имеет два начала и нет одного без другого» (рис. 1).

Эту правду подтверждают часы над одной синагогой в Праге. Там двое часов

В одних стрелки идут, как положено, «по часовой», а в других наоборот… Правда состоит в том, что и теми, и другими часами можно пользоваться. Эту правду знают жители горных индейских деревень в перуанских Андах. А чтобы детки их не забывали эту простую физику природы, на крышах своих домов они прикрепляют по два бычка: мальчика и девочку – по-другому то не бывает .

Бизнес всюду демонстрирует расслоение. Расслаиваются управленческие уровни в компании, а с ними и социальные пласты. Расслаиваются игроки рынка – по словам одного из гуру менеджмента, скоро на рынке останутся три типа компаний: «водители», «пассажиры» и «ежики», которых, скорее всего, раздавят водители с пассажирами. (Прахалад). Расслаиваются участники организационной деятельности  в компаниях – все отчетливее можно отделять собственников, менеджеров и специалистов. Есть и такой феномен – управленцы все заметнее расслаиваются на предпринимателей, менеджеров и капиталистов… Вы понимаете разницу?!  Добавлю существенное – переход из одного слоя в другой сопровождается сильными затратами и для некоторых почти невозможен. (Физики знают, что эти затраты  пропорциональны постоянной Планка)

Почему так происходит? Это закон бизнеса или случайность? Это не случайность и не закон бизнеса. Так всюду… О слоистости мира давно знают буряты – на Ольхоне об этом говорят их родовые бунчуки, поделенные канавками на несколько (обычно на три) слоя .

Этот всеобщий закон «впечатан» в архитектуру буддистских храмов в Камбоджи, где каждому слою монахами уделяется ровно столько внимания, сколько он «заслуживает». Отчего  Вы можете наблюдать сверкающую вершину храма, стоя среди кучи мусора у его подножия .

Закон, который стоит за всем этим индейцы Боливии выражали наивнее – они лепили фигурки из представителей основных слоев природы. Отчего возникали пирамидки, где на Анаконде стоит Пума, а на ее спине великий Кондор .

Но нагляднее всего это естественное свойство живой природы выражали древние инки. В Перу можно найти их знаменитые амфитеатры, которыми они отражали климатическую слоистость своей  империи.

А в мангровом лесу на островах Индонезии расслоение между змеями состоялось уже много веков назад – на нескольких уровнях от поверхности земли живут змеи определенного вида, используя, выедая  ресурс только своего слоя. Поезжайте – это можно увидеть воочию.

Примеров подобных параллелей много. И всем этим можно пользоваться в бизнесе, выводя рецепты-следствия для своих нужд. Они бывают надежнее рекомендаций специалистов 08.00.05. Но это был малый калейдоскоп параллелей…

Большой калейдоскоп

За большим калейдоскопом придется выйти из кабинета. Из него невозможно увидеть своими глазами, например, то, что натворили цивилизации майя или ацтеков, зная существенно больше нашего о естественных свойствах мира. Я говорю о тех свидетельствах мудрости, которые покорили первых испанцев-колонистов, высадившихся на перешеек между двумя Америками.  Из кабинета нельзя понять, как можно использовать обыкновенные танец, обыкновенную  бразильскую сальсу  в развитии свободной организационной культуры, о которой теперь говорят как об уникальном бразильском опыте ведения бизнеса. Туда надо поехать. С дорожным блокнотом и фотоаппаратом. Хорошо бы и в хорошей компании таких же исследователей жизни, как и Вы. Такое возможно!

Именно так делался малый калейдоскоп параллелей. Это были образовательные экспедиции менеджеров в далекие от их компаний страны. Эти экспедиции я называю «Живые параллели».  На примере развития незнакомых этносов, культур, животного и растительного миров в реальном путешествии происходит освоение законов развития,  которые действуют повсюду. Сначала это были вольные проекты, собиравшие свободных душой менеджеров с живым сознанием под идею проекта. Теперь это организуется как курс МВА по выбору в  Международном институте менеджмента ЛИНК. Однако, как и прежде в команду собираются как слушатели МВА-программы, так и свободные художники.

Очередная «Живая параллель-2009» развернется осенью в Мексике и Бразилии.

Но вернемся к началу… Смог ли я убедить Вас, что рецепты успешного бизнеса не стоит выводить лишь из уроков самого бизнеса? Он часть реальности,  над которой действуют одни и те  же законы. Восхождение к естественным законам природы открывает такие грани в бизнесе, которые никогда не смогут быть осмыслены лишь с экономических высот. Все же права чайка по имени Джонатан Ливингстон:  «Чем выше летит чайка, тем дальше она видит».

Открытый мир – большое чудо и возможность путешествуя через обращение к иному понимать самого себя.   А есть ли у бизнеса какая-то другая серьезная задачка?

1.03.09

© 2024 ЖИВАЯ ПАРАЛЛЕЛЬ // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru