Все связано со всем

Что это было?

Экспедиционная часть «Живой параллели 2018» приближается к завершению. Теперь предстоит непростой анализ всего, что состоялось в опыте проживания/переживания разнородных культур Перу. По факту их было одиннадцать:

  • 1. Культура городов-близнецов Перу, вовлеченного в глобальные процессы потери самобытности. Как и почти во всей Латинской Америке в каждом из них – удивительное разнообразие лиц в сравнительно однородном контексте. В каждом городе есть красивая центральная площадь в колониальном стиле с соборами и памятниками освободителям, улицы из магазинов и банков, не бедный жилой север,

и юг с окраинами – слепленными из недостроенных разрисованных домов-коробок с плоскими крышами, унаследованными от испанцев, впитавших образцы домостроения от мавров;

  • 2. Культура нарождающегося Перу в виде университетских кампусов, подающих горожанам и гостям примеры нового мышления;

 

  • 3. Культура урбанизирующейся индейской сельвы — в районе Пукальпы. Это культура людей, живущих среди условно организованных совокупностей одинаковых магазинчиков, уличных лавок, полупостроенных жилищ и небольших сквериков, омываемых потоками многочисленных мотоколясок, снующих в поисках клиентов;

 

  • 4. Культура индейских коммун шипибо-кониба в притоках Амазонки, медленно просыпающихся к новой жизни с надеждой сохранить былое;

 

  • 5. Культуры, на плечах которых возникла империя инков – это уари, чачапояс, мочика, колья и другие. Они впечатались либо в грандиозные и по современным меркам стройки, либо в инженерные водопроводные системы, либо в мифо-ритуальные истории, которые инки использовали, но не освоили;

 

  • 6. Культура времени каменных кладок, исследовательских лабораторий и промышленных разработок инков, сумевших организационной изобретательностью и волей создать империю из чрезвычайно пестрого разнообразия народностей;

 

  • 7. Культура испанской конкисты, остановившей самостоятельный расцвет южно-американского континента, но так и не сумевшей принести сюда здоровые гены когда-то цветущей Европы;

 

  • 8. Культура современных следов удивительной смеси эпох, сохранившихся, наверное, в каждой улочке Куско. Здесь совершенно понятно, что Куско – это не город. Это сам Дух его;

 

  • 9. Культура высокогорных поселений наследников языка инков – кечуа. Это те, которые попали сначала под власть инков, потом — под власть испанских колоний, потом и вместе с этим – под власть многочисленных католических орденов, потом – под власть государственности освобожденной страны, но не получили от всего этого почти никакого нового качества жизни. Они по-прежнему молятся на своих грядках паче-маме и паче-папе, закапывают в них листья коки перед посевом картошки,

поливают их чичей и по пути домой поют песни возле католических церквушек. Спокойная, уверенная стойкость по отношению к разным режимам жизни помогла им сохранить редкостное дружелюбие, которое постепенно растворяется в городах;

  • 10. Культура народностей аймара на плавучих островах высокогорной жемчужины Анд — озера Титикака. Эта культура уже давно влилась в тихий жизненный поток бедного населения Латинской Америки, потерявшего себя в его струях, но сумевшего успешно использовать старину для заработка на туристах;

 

  • 11. Культура народностей каменных островов Титикака, вмороженных в свою историю. Они не были интересны, пожалуй, ни одному громкому нашествию иных культур – ни инкам, ни испанцам, ни современному государству. И потому их привязанность к вечному кругу повторений вызывает одновременно и умиление, и печаль, и удивление, и смирение перед волной, текущей через нас, и едва ли сознающей саму себя. Об этом нам рассказали скромные дела и, главное, мечтания островных жителей.

 

Резонный вопрос – как это все могло уместиться и стать предметом анализа и продуктивных выводов в короткий двухнедельный срок переездов, перелетов, переплывов по Перу? Есть ответ — мы были вооружены. У нас было заготовлено 155 вопросов к культурам, сформировано 17 гипотез относительно закономерностей развития и свойств культур, продумана пошаговая логика их вопрошания. Картины зданий, памятников, жилищ, нарядов и других артефактов нас интересовали лишь как «тело культуры», которым выражаются ее сакральные основания. Самое существенное открывалось, конечно же, во встречах, беседах и совместных делах с людьми.

 

Это были предприниматели, вожди коммун, университетская профессура, сотрудники исследовательских лабораторий, руководители государственных учреждений, настоятельница католического приюта детей сирот, школьники и обыкновенные жители обыкновенных селений. С первого дня нами была взята хорошая исследовательская установка – мы сводили наши суждения о культурах к правилам развивающей деятельности в компаниях и к себе самим. 12 лет подобных экспедиций убедили нас – это работает.

И что же в результате? 

Последняя страница библиотеки

Среди арабских сказок есть одна весьма поучительная. Сказывали, что один шейх задумал переехать на новое место жительства из одного конца большой пустыни на другой. С особой тщательностью он давал указания перевозчикам его драгоценной библиотеки. Им было велено снарядить для этого большой караван верблюдов, на которых очень аккуратно везти все книги. Если какой-то верблюд издыхал по пути, то погонщикам было велено составлять конспекты тех книг, которые нельзя было везти дальше, выписывая из них самые мудрые мудрости.

Караван шел много дней, оставляя по пути одного изможденного верблюда за другим. Сначала делались конспекты книг. Потом – конспекты конспектов, потом конспекты конспектов от конспектов и так далее. Когда караван пришел, наконец-таки, во дворец, то от него остался лишь один человек, который нес в ладонях одну единственную страницу, на которой была записана мудрость всех мудростей, извлеченная из всех книг библиотеки.

Шейх встретил его со словами: «Что же в них было самое главное – говори?!»

Измученный тяжкой дорогой слуга развернул страницу и медленно прочитал: «Велик аллах и Магомет — пророк Его!»

Если попытаться сформулировать главный вывод нашего исследования, то получится примерно так же звеняще абстрактно и потому просто, как в этой сказке – «Все связано со всем!» Но в этой кажущейся простоте для нас оказалось много смыслов.

В каждом явлении культуры, с тщательностью отделенном нами от всего биологического и психического, следует искать все те начала, которыми «вторая природа» творит саму себя усилиями нашего сознания. Так, чтобы понять причины расцвета культуры (культуры нации, страны, народности, организационной культуры, корпоративной культуры… как угодно) или увядания ее живительных сил, надо постараться найти и оценить мощность непременно всех начал ее развития. Теперь они ясны.

  1. В ней надо найти источник самодвижения (активность). В культурах это сложность. Мы наблюдали народности, которые либо избегали сложность, либо объективно не встречались с нею. В них развитие остановлено.
  2. Надо увидеть те противоречия, которыми поддерживается поток обновления ядерных смыслов культуры (полярность). И раньше было известно, что развитие не происходит без противоречий. Но теперь понятно каковы они в культуре. И понятно, что развитие происходит лишь вместе с полными «волнами противоречий». Избегание их, либо преждевременное ослабление, либо пагубное сведение к балансу и гармонии замедляет приращение сил культуры.
  3. Надо проверять способность культуры использовать свои свободы, которые возникают в любом ее «вальсе». Эта способность придает культуре уникальное направление развития, которым может прирасти ее живучесть. В культуре развитие происходит в направлении потребного ей будущего, а не только в направлении «объективного хода вещей». Объективности следует лишь животная природа в нас. Немощь в волении желанного будущего либо тормозит динамику культуры, либо останавливает ее… на века. Мы встречали примеры «народа без мечты» — это безрадостные картины.

 

Есть еще 4, 5 и другие начала развития, которые и связывают «все со всем». Но для того, чтобы понять их в совокупном влиянии на прогрессивное «дление культур», эти начала стоит научиться различать как самостоятельные механизмы жизнетворчества. В состоявшемся исследовании они были полноценно уточнены, развернуты и дополнены новым содержанием.

Дальше… об этом будет написана книга, приобретут ясные формы развивающие практики членов команды, созреют образовательные программы, риторика о развитии очистится от шелухи, в которой смешиваются и запутываются рост, модернизация, обновление, улучшение… — все это про разное. В скором времени окончательно сформируется добротная методика оценки и использования потенциала развития культуры компаний. А поскольку в команде в основном были менеджеры со степенью МВА, три кандидата наук, два профессора и доктора наук, то критика, анализ, сравнение и обобщение наблюдений проводились с толком. Это позволило убедиться в том, что в обильной расхожей менеджерской риторике о развитии культуры организаций она сама берется наивно – в третьей или четвертой проекции ее сакральных оснований на поведение людей. Поведение – лишь очевидное следствие, но не причина культур. Результаты исследования этих причин вскоре приобретут публичность.

Мы уже движемся по Боливии.

 

И хотя исследовательская часть путешествия завершена, но еще не все гипотезы удовлетворительно уточнены. Еще не собраны все яркие примеры понятого. Ожидается, что ими украсится книга и, возможно, фильм, который в замысле уже созревает.

Удивление пришло уже в первом городке Боливии. Их случилось два. Перовое – это чрезвычайно редкостная душевная встреча с человеком, который своими руками изготавливал тростниковую лодку Ра 2 для экспедиции знаменитого путешественника-исследователя — Тура Хейердала. Мастер приехал к нам на встречу в отель Капакабаны.

 

А второе – это расчудесный праздник Святой девы. Его здесь празднуют в танцах, с оркестровой какофонией, в торжественных нарядах и с обильным откровенным питьем. Немного уставшие после дороги мы не стали присоединяться к разгоряченному потоку дивной смеси душ, традиций, парадных оркестровых маршей, выступлений исполнителей рока, пивных бутылок и католических крестов.

О новой «параллели»

И все же – что дальше? Повторюсь – «большой круг» закономерностей развития завершен. При этом нет никаких иллюзий в том, что у развития еще много нераскрытых тайн. Однако, пусть по отношению к нему созреют новые вопросы.

И один вопрос уже волнует мысль и будит исследовательское сознание к новому поиску. Звучит он так: как, какими силами развитие мира людей может устойчиво пробивать себе дорогу в Неизвестное в непрерывном противоречии между личными свободами и объективным пленом Культуры.

Уверен, многие поймут, что это вопрос о СУБЪЕКТАХ КУЛЬТУРЫ.

Готовится новый формат экспедиций. Это будет «ЖИВАЯ ПАРАЛЛЕЛЬ — Global» — кругосветное путешествие длинною в три года с перерывами на продуктивную рефлексию результатов исследования. В скором времени появится концепция экспедиций и Программа первого погружения в новый предмет.

Душевно благодарю команду экспедиции ЖИВАЯ ПАРАЛЛЕЛЬ 2018 — чудесную, умную, терпеливую, жизнерадостную, внимательную друг к другу и к тонким граням удивительного явления по имени ЖИЗНЬ!

 

Андрей Теслинов

© 2024 ЖИВАЯ ПАРАЛЛЕЛЬ // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru