Вальсы культуры

Иного мира нет. Есть лишь то, что образует пространство личного бытия. И каждый из нас видит только те картины, которые вызревают в нем самом.

Прощальный вечер в Пукальпе…  и мы движемся навстречу новому опыту. Впереди Куско – бывшая столица империи инков и современная столица исторической памяти о ней.

Фигура становления

Существует закон, о котором знали еще «современники» Гермеса Трисмегиста. Его можно образно назвать законом «вальса». Оказывается, природа живого вальсирует в проявлении своих скрытых сил. Любой импульс активности становится явным лишь в результате двух волн противоречий: сначала в сопротивлении должно состояться размножение его возможностей; затем одна из них должна исполниться в новом противоречии.

Так по легенде шипибо-конибо возникло озеро Ярино-кочи. Сначала была любовь речной русалки с прекрасным земным юношей; потом любовь подверглась испытанию змеиным укусом влюбленного; это создало поток страданий обоих; пролившихся озером слез русалки.

Так разрастается сельва: созревший плод пальмы, несущий в самом себе все будущие рощи, падает в землю; пассивная земля позволяет ему наполниться соками жизни; ими образуются ствол и ветви; на которых созревают новые плоды для продолжения пальмовой жизни.

В древней символике эти переходы между стихиями Огня, Земли, Воздуха и Воды образуют те три «па» фигуры живой природы, которыми она продолжается в непрерывном вальсе становления.

 

Но как это происходит в культуре?

Медленный танец культуры

«Культурный вальс» эволюции связывает два плана – ментальный и физический, перетекая из одного в другой. Для того, чтобы возник заметный результат развития, в первом плане должны состояться смысловые различения той сложности, с которой соприкоснулось сознание (Огонь). Здесь эти смыслы должны встретиться с сомнением (Земля) и в непростом диалоге с ним породить множество объяснений сложности (Воздух). Так в треугольном целом ментального плана (идея – сомнение — синтез) возникнет потенциал новой реальности.

Это миг, когда разнообразие возникших «картин» сознания окажется готовым к воплощению, подобно тому, как спелый плод готов брызнуть семенами.

Мощность этого разнообразия определит будущий результат развития.

Но, как говорили мудрецы, «может» еще не означает «будет». С этого момента фигура «вальса» разворачивается в сторону физического плана. Здесь должны состояться выбор и воплощение одной из возможностей преодоления той сложности, которая закружила «вальс». Эта возможность как способ разрешения фундаментальной дуальности сознания (Я и Другое) должна творчески исполниться. Разумеется, для этого в человеке должно хватать психических и физических сил.

Этот процесс никогда не бывает простой линией – он «трудится» в новом противоречии «мысль – действие». Ему помогает исходная идея, которая вместе с мыслью и действием (Вода) образует новое целое. Исход «вальса» определится полнотой и размахом плеч обеих целостностей – ментальной и физической.

  • Так любая идея сначала испытывает сопротивление критики, а затем оставшееся от нее исполняется наличными силами (формула эволюции К. Поппера).
  • Так, любой проект приходит к задуманному результату лишь при испытании ресурсом (критика), от союза которых может родится реалистичный план (возможности), для исполнения которого понадобятся средства его и.сполнения.
  • Как-то так после аяуаски у индейцев шипибо появляются художественные изделия, которые они потом спокойно, без азиатской навязчивости торговцев продают на своих маленьких рыночках. Почти каждая вышивка здесь это свидетельство состоявшегося таинства — превращения скрытой мысли-фантазии в явное действие. Это свидетельства перехода возбужденного ментального плана в успокоенный физический.

В прежние времена подобные «танцы культуры» приводили к тому, что все участвующие в нем принимали ответственные решения. Например, увидев в трансовом состоянии картины высохшей реки, они спокойно действовали – собирали свои легкие хижины и переходили на новое место обитания. Впервые мы узнали об этом десять лет назад, а в этот раз услышали лишь то, что так и было. Куда исчезла эта способность теперь?

Дело обстоит так:

  • В культуре развитие зарождается в работе сознания по переработке сложности — в изготовлении смыслов;
  • Заметные признаки развития проявляются в ходе «вальса»;
  • Исходами «вальса» являются артефакты – различные продукты человеческой деятельности, которые образуют «тело» культуры;
  • Артефакты пленят сознание окружающих, приучая его воспроизводству подобных «вальсов»;
  • Там, где этот плен культуры преодолевается и сознание свободно творит свои непредвзятые смыслы, возникает подлинное развитие. Там, где плен культуры оказывается сильнее творчества сознания, там смыслы тиражируются и новое не возникает. Такой исход есть функционирование, но не развитие.

То есть, не все «танцы» культуры ведут к развитию. И это очень интересное «место» культурогенеза!

Там, где каждый последующий вальс культуры повторяет предыдущие, существование происходит в виде замещения одного поколения «танцоров», другим подобным. Этот эффект есть «танец» животной природы в нас. По такому повторяющемуся кругу одно поколение людей замещается другими, ничего нового не предлагая Природе. Так замерли в развитии племена папусаов, которых мы видели на о. Новая Гвинея. Точно так же замирают «семьи Лыковых»; малодоступные племена в Индийском океане; компании современного рынка, прилипшие к одной модели бизнеса.

Но там, где сначала в ментальном плане, а затем и в физическом хозяйничает живое Творчество (копирование – не творчество), там развитие обнаруживает себя сполна.

Что с этим делать?

Уже понятно, что «вальс культуры» — это чудесный способ, каким «вторая природа» переводит свои скрытые возможности в явные формы, соединяя планы бытия. Еще понятно, что таким способом она усложняет себя и упрочняет нас…  весьма неспешно. Это очень медленные шаги эволюции. Бывают и другие «танцы» — мы познакомимся с ними позже.

Однако, даже эти наши небольшие открытия оказываются полезными для управленцев, независимо от того, сознают ли они, что, управляя компаниями, на самом деле имеют дело с культурами:

  • Выдумывай, твори, сочиняй. Это обязательное условие первого шага развития;
  • Затевай диалоги. Но не ради побед в «жестких переговорах» (это не для развития), а ради повышения мощности разнообразия возможностей;
  • Собирай и выкладывай на обозрение эти возможности как альтернативы будущих действий. Это поможет выбору лучшего из них.
  • Не пропускай ступени становления – вальсируй, а не скачи;
  • Не застревай надолго в планах – чередуй их равномерно. «Время разбрасывать камни, время – собирать»;

И серьезнее — усилия по изготовлению концептов должны быть равномощны усилиям по их интерпретации.

Летим дальше

Началась третья часть экспедиции – знакомство с культурой инков. Они интересны нам, во-первых, как редкостные примеры организации хаоса и создания империи из беспорядочной мозаики народностей. Во-вторых – как уроки печального для инков диалога культур с конкистой.

Мы в Куско. Уже на трапе при выходе из самолета вся наша команда почувствовала, что мы сильно поднялись в горы. Высота – 3300 метров. Дышится не легко, без привычки кружится голова. Однако, жить можно.

 

После небольшого шока от встречи с иным мы начинаем различать удивительно красивые и закономерно возникшие следы «танцев» испанской культуры, ворвавшейся к инкам. И первое, что восхищает красотой и удивляет закономерностью происхождения – это храм доминиканского ордена, построенный… . Конечно же, построенный на развалинах главного священного храма инков — храма Солнца. Это наглядный знак прочтения смысла диалога двух культур – замещай!

 

 

Второе удивление – памятник убитому последнему правителю инков в фигуре освободителя. Освободителя кого???

Видимо, серьезная ошибка произошла уже в первом движении «вальса» завоевателей.

 

Однако, все интересное еще впереди. Уже вечером в откровенной беседе с одним из наших местных проводников мы поняли, что интереснее сказок про инков для нашей команды может быть живая встреча с расой кечуа. Туда и отправимся в близкие дни.

30 апреля 2018

© 2024 ЖИВАЯ ПАРАЛЛЕЛЬ // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru