Новая Зеландия 2019. Культурологическое резюме

Экспедиция менеджеров «ЖИВАЯ ПАРАЛЛЕЛЬ-Global», Этап 1, Новая Зеландия — 2019

  1. Подход к анализу культуры
  2. Базовые смыслы культуры киви
  3. Условия становления смыслового ядра культуры
  4. Свидетельства укрепления культуры киви
  5. Благодатные факторы укрепления культуры
  6. Состояние фазы жизненного цикла культуры
  7. Пробное прогнозирование перспектив культурной динамики

1. Подход к анализу культуры

  • Культура рассматривается здесь не как «высокое искусство», а как вся сфера надбиологических явлений жизни («вторая природа»). Она возникла в ходе эволюции психосферы человека и теперь коренится в ментальном пространстве людей, в котором «разыгрывается» жизнь.
  • «Единицей» культуры является смысл, формирующийся у людей как эмоционально и ценностно окрашенное переживание значения текущего момента жизни.Способность к порождению и продуцированию смыслов составляет коренное отличие человека от животного.Ничто в ней не существует вне и прежде смысла. 
  • Яром любой культуры являются базовые смыслы, сформированные обществом и регулирующие поведение его членов. Границы между культурами, странами, сообществами и цивилизациями есть границы порождения, комбинирования, конвертации, интерпретации, ретрансляции смыслов.
  • Благодаря способности рождать, укреплять и менять базовые смыслы, культура проявляет свойства субъекта, обладающего возможностями саморефлексии, самоорганизации и саморазвития;
  • Смыслы проявляются, закрепляются в обществе и действуют с помощью особенных средств культуры: традиций, норм, институтов и всего прочего, что образует пространство (тело) культуры. 
  • У культуры есть эволюционная функция. Поскольку она есть специфический (человеческий) инструмент существования как продолжения себя в меняющемся мире, то функция культуры – повышение жизненных сил людей, общества и человечества.
  • Исследовать культуру – это двигаться к пониманию ее базовых смыслов через интерпретацию поведения людей (общества) и средств, которыми смысловое ядро культуры проявляет себя, чтобы уметь оценивать живучесть культуры в текущий период ее существования и определять направления ее развития – в будущие.

2. Базовые смыслы культуры киви

Формула смыслового ядра культуры киви на момент нашего пребывания в Новой Зеландии (НЗ) видится так:

«ЖИЗНЬ МОЖЕТ И ДОЛЖНА БЫТЬ НЕПРЕКРАЩАЮЩЕЙСЯ БЛАГОДАТЬЮ ДЛЯ ВСЕХ, КТО СОБЛЮДАЕТ НАШИ УМНЫЕ ПРАВИЛА».

Это значение существования жителей НЗ как носителей культуры наиболее отчетливо проявляется в их ценностях, которые удалось выявить в интервью с представителями различных социальных групп НЗ и сформулировать по ходу интерпретации феноменов культуры и поведения людей. На этой основе возник следующий ряд определений этих ценностей:

  • Дружелюбие и взаимопомощь;
  • Неформальность отношений и деятельностей;
  • Интеграция как включенность в общее пространство существования;
  • Вовлеченность в происходящее;
  • Проживание с эмпатией (вчувствованием);
  • Выполнение правил о договоренностях;
  • Отсутствие критических напряжений в деятельностях и отношениях;
  • Толерантность по отношению к иному;
  • Благотворительность;
  • Жизнь без «показухи».

Обобщенная метафора культуры НЗ может быть собрана из следующих версий:

Культура «расслабления»; культура «благодати»; «безусловной возможности счастья»; «схваченной за хвост фортуны»; «поцелованного Богом места на планете» и подобных им.

3. Условия становления смыслового ядра культуры 

Становлению такого смыслового ядра киви способствовал ряд обстоятельств:

  • Благоприятный климат круглый год с небольшими и милыми вариациями, создающими разнообразие возможностей для благодатной жизни;
  • Удаленность от потоков мировых соблазнов;
  • Относительно равное соотношение сил и интересов англичан (экспатов) и маори;
  • Наличие исторически желанного равновесия между заинтересованными сторонами развития культуры: длительные конфликты между воинствующими племенами маори нуждались в разрешении; к моменту соглашения маори представляли собой серьезную силу, вооруженную самими англичанами за предшествующий период; невозможность подтянуть могучие силы Старого Света к островам из-за их удаленности; наличие богатого ресурса жизнеобеспечения при малом населении островов и другое;
  • Прецедент благоприятного исхода соглашения Вайтанги между англичанами и маори в 1840 году. В соответствии с соглашением НЗ переходила в управление Великобритании, в обмен на это маори сохраняли свои имущественные и неимущественные права, получали покровительство Великобритании и передавали Великобритании исключительные права на покупку у них земель;
  • Пришельцами были «третьи сыновья» английских лордов, заинтересованные не в завоевании и в воинской доблести, а в благополучии и покое;
  • Перенос на острова лучших достижений мировой цивилизации, сразу включенных в экономическое становление НЗ;
  • Благодатные тенденции общего распада колониальной системы.

Эти и другие факторы способствовали быстрому укреплению смыслов всеми средствами культуры.

4. Свидетельства укрепления культуры киви

Становление ядра культуры НЗ сопровождалось возникновением и увеличением разнообразия ее медиасферы – средств проявления и укрепления смыслов. Основными классами этих средств можно считать класс доминирующих видов деятельности островитян; класс символических средств (ритуалы мифы, артефакты, язык и другое); класс игр, в которые включалось общество; класс инстинктов культуры – закрепленных в ценностях «правильных» моделей поведения.

Эти средства, с одной стороны, проявляют смыслы и, с другой стороны, создают устойчивые модели мышления людей, посредством которых культура властвует над их поведением.

Наглядными примерами проявления смыслового ядра культуры киви и укрепления ее власти с помощью медиасферы могут служить следующие:

  • Создание правил деятельности, восходящих к опыту соглашения Вайтанги;
  • Утверждение правил строго выполнения договоренностей, контролируемое со сторон главных участников диалога культур;
  • Ориентация образования на укрепление достигнутых преимуществ соглашения. В основание миссии образовательных учреждений положена идея адаптации, интеграции разнородных культур к принятым правилам поведения в НЗ;
  • Создание умеренной асимметрии власти в обществе – представительства в государственной власти обеих сторон культурного диалога;
  • Успех исходов совместных событий: об использовании земли; о языках; о выходе из экономических кризисов; о сохранении уникальной природы; о преодолении тягот и потерь в первой мировой войне и пр.;
  • Отчуждение белого населения острова от чопорной культуры англичан и устремление к «исправлению» ее недостатков на новой земле;
  • Укрепление ценностей в новых поколениях повторением успешного опыта благодатной жизнедеятельности;
  • Использование технологий мирового уровня в позиции «чистого листа» без подражания модным трендам, но с предельно прагматичной логикой («что из всего этого стоит нам взять для себя, чтобы сохранить достигнутое?»);
  • Продолжение диалога культур с «чистой» историей, не отягощенной катастрофическими изломами и «больной» памятью»;
  • Выбор из мирового культурного потока лишь необходимого для себя, соответствующего смысловому ядру (легкие дома, простое расположение инфраструктуры поселений, простую одежду, еду и пр.);
  • Выбор формы правления страной с малой «дистанцией» до власти, позволяющей совместно вырастать в одинаковых ценностях;
  • Однородность вовлеченности людей в укрепление культуры без возникновения удаленных территорий (глубинки), без формирования центра и периферии;
  • Создание пространства позитивных культурных игр, в основании выигрыша которых лежит идея совместно-раздельного счастья;
  • Увеличение количества примеров благотворительности и непосредственного добровольного участия граждан в различных социальных процессах, акциях, проектах. Волонтерство укрепляется как традиция в таких областях как спорт, искусство, сохранение культурного наследия, скорая помощь, социальные службы, здравоохранение, образование, консервация и охрана природы;
  • Создание относительно однородного символического пространства без разделения на символы бедных и символы богатых (жилища, автомобили, оформление улиц, одежда, специальныеатрибуты статуса и пр.)

5. Благодатные факторы укрепления культуры

Относительно быстрому и надежному укреплению смыслового ядра культуры в Новой Зеландии способствовал ряд благоприятных для этого факторов. Представляется, что такими факторами явились следующие:

  • Избыток разнородных возобновляемых ресурсов островов, необходимых для выбранной формы жизнедеятельности – земли при малом населении, воды, пастбищ;
  • Стабильный и благоприятный для жизни климат с относительно низким размахом вариаций климатических факторов;
  • Изолированность от вмешательства иных культур, обусловленная большим расстоянием от центров мировой активности. Это обстоятельство придало диалогу культур, который происходил и происходит на острове, характер устойчивого адаптационного процесса;
  • Появление в управлении страной умных лидеров на ключевых этапах формирования культуры. В основном это были лидеры трансформационного (не героического) характера, сумевшие вовлечь население в конструктивное строительство культуры в выбранном направлении (к благу);
  • Отсутствие серьезных вызовов к изменению смысловых значений – войн, голода, революционных открытий и пр.

Все это придало устойчивость процессам формирования современной культуры киви.

6. Состояние фазы жизненного цикла культуры

Культура динамична и любая форма культуры объективно меняет фазы своего жизненного цикла. Понимание текущего состояния конкретной культуры позволяет объяснить ряд явлений культуры и высказать суждения относительно ее будущего. 

Для анализа этого аспекта культуры уместно в качестве меняющейся характеристики культуры взять «продуктивность ее смыслового ядра». Здесь «продуктивность» — это способность культуры порождать своими средствами (всей медиасферой) образцы поведения, обеспечивающие высокое качество жизни ее носителей (живучесть). Такой взгляд на траекторию жизненного цикла культуры исходит из понимания того, что 1) у культуры есть функция и 2) главная функция культуры – повышение живучести ее носителей и самой себя в усложняющихся контекстах.

Представляется, что культура киви находится примерно в середине фазы роста с переходом к фазе старения (Рис).

Признаками такого состояния культуры являются следующие:

  • Противоречия между компонентами культуры (между ценностями, между формами деятельности, между символами, между культурными играми и всем тем, что образует морфологию культуры) находятся в сбалансированном, гармоничном состоянии, не создающем вызовы к изменениям сложившегося уклада жизни;
  • В риторике властных структур, как и в риторике обычных граждан заметно полное согласие с выбранным курсом культурного строительства и следование выбранной магистрали развития;
  • Низкая чувствительность к изменению глобального культурного контекста, создающего вызовы всем культурам планеты;
  • Доминирование культурного творчества страны в направлении улучшения своих существующих форм, а не в создании новых (работа над сохранением экологии, декарбонизация, укрепление фермерства, адаптация населения и иммигрантов к сложившемуся жизненному укладу, опора на туристическую привлекательность географических преимуществ страны и пр.);
  • Преобладание адаптационных форм образования населения – не гонка за мировой инновационной конкуренцией, а социализация, интеграция (включение) населения в сложившийся культурный уклад;
  • Преобладание лидеров «горизонтального» типа – способных к влиянию на укрепление существующей культурной «ниши», а не на поиски новой;
  • Тотальное признание достигнутой благодати как результата культурного развития; 
  • Умеренное следование тенденциям мирового цивилизационного прогресса.

7. Пробное прогнозирование перспектив культурной динамики

Исходя из предыдущих суждений, возможен осторожный прогноз перемен в культуре киви. Некоторые признаки этих перемен представляются следующими:

  • Повторение во всех сферах жизнедеятельности норм, продемонстрировавших свой успех в текущей жизни – уточнение правил совместной жизни, совершенствование (не развитие) образования, постепенное расширение прав маори, создание привлекательных условий для иммигрантов и пр. Представляется, что эта инерция культуры будет демонстрировать себя еще 5 – 7 – 10 лет;
  • Нарастание удивления неожиданным явлениям в культуре, предсказание которых было маловероятным. Например, удивление тому, что маори до сих пор считают европейцев завоевателями своих земель и привилегированным классом. Особенно это чувствуется в сельской местности, где велика безработица, куда «не заглядывает» туризм. Удивление тому, что существует  и действует так называемый «Трибунал Вайтанги», разбирающий иски маори на незаконно выкупленные земли. Удивление тому, что рекрутинг в гангстерские группировки маори соперничает с рекрутингом в армию,. Тому, что расширяющаяся диаспора китайцев культурно «не смачивается» с культурой киви, и другому;
  • Осознание и признание закономерности в учащающихся примерах возникновения случайных обстоятельств, побуждающих все слои общества к переменам в сложившемся укладе культуры (политики, ценностях, экономике, творчестве). Так, например, постепенно усилится расслоение в обществе. Символические атрибуты этого расслоения уже нарастают – увеличивается количество дорогих и сверхдорогих яхт в Окленде и Вангарей,  дифференцируются определенные районы в городах, за которыми закреплен статус “яппи” или “старых денег”.  Квинстаун на Южном острове уже выбран сильными мира сего (в основном гражданами США) как место, где можно спастись от политического и климатического кризиса;
  • Осознание некоторой беспомощности культуры по отношению к переменам в контексте (экспансия чужих культур, изменения климата, технологический взрыв, кризис мирового экономического уклада, кризис образования и пр.);
  • Начало глубокого изучения и прогнозирования общемирового контекста с отставанием от темпа его развития;
  • Серьезное обращение к подъему науки и образования – поиск новых форм развития;
  • Трансформация смыслового ядра культуры, выход культуры из зоны комфорта;
  • Преображение средств культуры и жизненного уклада культуры киви.

Но все будет хорошо!

Андрей Теслинов,

12 апреля  2019

© 2019 ЖИВАЯ ПАРАЛЛЕЛЬ // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru