Историческая типология культур

Подготовка к экспедиции :  состоялась очередная беседа из цикла «Онтология второй природы» .

Ведущий — профессор, доктор исторических наук, Дмитрий Бондаренко.

В 1949 году немецкий философ Карл Ясперс издал книгу под названием «Vom Urschprung und Ziel der Geschichte» — «Происхождение и цель истории». В ней он ввел понятие «Осевое время», определнное им как «ось мировой истории», которую «следует отнести… ко времени около 500 лет до н.э., к тому духовному процессу, который шел между 800 и 200 г. до н.э. Тогда произошел самый резкий поворот в истории. Появился человек такого типа, каким он пребывает по сей день». Исходя из идеи об Осевом времени как ключевом моменте истории, К. Ясперс ввел типологию культур: архаические (доосевые), традиционные (осевые) и рациональные (современные). С тех пор понятие «Осевое время» вошло в научный обиход философов, историков, культурологов, религиеведов, получив дальнейшее развитие и новые трактовки в трудах целого ряда выдающихся ученых второй половины ХХ — начала XXI веков: Э. Фёгелина, Н.Ш. Айзенштадта, Р. Беллы, К. Баскина и других.

Содержательные вопросы лекции:

  • Какова суть изменений, принесенных Осевым временем?
  • Какова их природа — в какой степени они явились результатом «духовного процесса», как полагал сам Ясперс, а в какой — следствием социально-экономических причин?
  • Каковы основные характеристики культур трех типов, выделенных Ясперсом? В этой связи будут кратко охарактеризованы архаические культуры (преимущественно на примере автохтонных культур субсахарской Африки), основные «традиционные цивилизации» (восточные и европейская до Нового времени) и современная — новоевропейская — культура.
  • Не следует ли Осевое время рассматривать как период перехода человечества из одной эпохи устойчивого развития (от появления земледелия до начала Осевого времени) в другую, начавшуюся с завершением Осевого времени и длившуюся до начала Нового времени — до грани XV-XVI веков? Чем была вызвана сама необходимость осуществления такого перехода?
  • Не является ли Новое время, длящееся до наших дней, Вторым осевым временем — периодом нового перехода от одной эпохи устойчивогоразвития к другой? Если так, то каковы сходства и различия двух Осевых времен? Какие контуры наступающей новой эпохи стабильности можно разглядеть сегодня?

На встрече мы говорили о том, что «границы культур есть границы смыслов». Для удобства анализа мы как исследователи культуры можем производить типологизацию этих смысловых систем, объединив их по ключевому признаку.
Свой вариант такой типологизации предложил немецкий философ Карл Ясперс, выделив три типа культур:
— Архаические
— Традиционные
— Нового времени

Ему удалось обратить внимание на удивительный феномен: в районе 6-го века до н.э. независимо друг от друга в разных регионах — Китае, Индии, Греции и Палестине- зародились основные мировые религии и философские системы. Христианство и ислам, разумеется, были позднее, но исток авраамических религий можно относить именно к этому времени, как и появление буддизма, даосизма, зороастризма, конфуцианской и греческой философий.

Этот мощный и беспрецедентный философский импульс переломил ход человеческой истории, породив принципиально новые философские системы, сформировав единую ось развития культур.
Сталкиваясь с доосевыми культурами в наших путешествиях или в литературе, мы всегда должны иметь в виду это их фундамельное отличие. По словам другого известного африканиста Перси Толбота «невозможно понять африканца, если не иметь в виду, что для него мертвый- это тот же живой, но обладающий ещё большими возможностями.» Но если знать это, то «радостные» похоронные обряды, «кормление» духов и практики угадывания «верного» имени получат естественное объяснения.
Через призму концепции «осевого времени» можно пытаться проникнуть в суть современных культурных процессов, когда эпоха традиционных универсалистских религий уже ушла в прошлое. Человечество движется к новому единству, но это сложный и противоречивый процесс, который подчас напоминает «новое язычество».
Уже в следующий понедельник мы продолжим разговор об этих процессах уже с культурологом Андреем Пелипенко, который предложит нам новые инструменты познания и различения культур.

Алевтина Бородулина, антрополог, аспирант МГУ

© 2017 ЖИВАЯ ПАРАЛЛЕЛЬ // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru