3.12.12. Ожерелье из питона

Культура – это слоеные многоцветные тюки, под которыми формируются наши головы. Она может быть понята и объяснена посредством тканей этих тюков. Ими создаются полотнища, в которых разыгрываются наши жизни. Из них не выбраться. Без них не выйти к миру. Все наши действия и помыслы окутаны и спрятаны в цвета из тюков – в красные, белые, черные… Но кто ж художник?
Благодаря работам Э. Шейна и многих других, мы теперь знаем, что снаружи – ткани ярких цветов. Их можно видеть. Под ними менее заметные – это наши заявленные убеждения. Но самое интересное внутри. Там ценности, которыми причинится все остальное. Все!

Так, для африканской глубинки никакой ценности не представляет то, что радует нас. Например, ресторанное застолье для них – это забава белых и, кажется, большая глупость. И правда, зачем идти в ресторан, когда веселее и приятнее сделать то же самое дома?! Поэтому добрые и улыбчивые официанты делают все о-о-о-ч-ч-ч- е-е-е-н-ь-ь-ь медленно.

В первые дни мы тратили на обед часа по три.  Потом научились – мы заказывали блюда, а потом шли гулять по своему маршруту. Вернувшись часа через два и чуть подождав, можно было получить свой заказ. И, обидеться не на кого – все же стараются! Просто в их тюках нет такой «тряпочки». И все дела.

В Абомей-Клави можно было увидеть другую картинку.

Взгляните, это два очень уважаемых человека в Бенине —  профессора Университета. Оба они получили свое образование в России. Одного зовут Cornelli (Корней — справа), другого – Felicien (Филипп). Они очень обрадовались нам – видеть там людей с их «второй Родины», как они сказали, им очень давно не приходилось. Удивило не то, что они знают наш язык, а то, что даже заседания на своих кафедрах они ведут на русском языке. Получить образование в России для них — одна из самых высоких ценностей.

Надо сказать, что именно в Бенине, Того и близких странах по-настоящему понимается значение образования. Люди здесь принципиально делятся на две части: одни с образованием, другие -… остальные. Первые – это элита народа.

Правда, для России  все это ничего не значит. Когда-то Советский Союз вещал на территории Африки на более чем 40 местных диалектах. Теперь там ничего российского нет. На этих диалектах  теперь говорят китайцы. И здесь все дело в «тряпочках».

Забавны картины смешения ценностей.

Этот парень с христианским крестиком на груди сейчас самозабвенно колотит в барабаны, которыми пробуждаются духи языческого обряда вуду. И все хорошо и естественно!

Просто культура – это разноцветье. Это живой поток, в котором смешением струй создается удивительная смесь традиций и верований. Просто каждый новый срез этого потока должен быть принят нами как живой след живых причин. Иначе ничего не понять. Иначе не понять, почему, например, борьба православных отцов за чистоту веры не касается таких языческих праздников, как масленница, яблочный спас и многих других.

Все культуры различаются не теми формулами, которые произносят «шаманы» или священники, а формулами, в которые верят. Кто-то верит в заклинание, кто-то в образование, кто-то в таблетки, которые надо запить непременно святой водой. Во «второй природе»  все это возможно.

Например, в Уиде есть католический собор.  Рядом с ним, на одной площади стоит Храм питона – главный  храм  вудуизма.  По значению для этой религии он равен значению Собора Святого Петра в Ватикане для католиков и Храма Гроба Господня в Иерусалиме.

 Как рассказывают здесь, священники душевно помогают  друг другу поддерживать духовное равновесие среди жителей, обмениваясь даже некоторыми реквизитами.

Про католические порядки почти все известно. Но питоны храма вуду – это удивительное событие.

Кто одевал ожерелье из живого питона, тот поймет – это необыкновенно приятно! Мягкой подвижной прохладой  оно растворяет самые напряженные мускулы шеи, лица, рук, мыслей и погружает в светло-радостный покой…

И Храм, и его служители, и молчаливые носители религиозного символа – ничто из этого никаким неосторожным движением или даже взглядом не похожи на те вымыслы, которыми малосведущие окрашивают эту древнюю ценность африканского  народа – вуду.

Однако, и в «больших» религиях можно найти те же цветные «тряпочки».  Это то, что находится в центре «оптики» всякого смотрящего.

Когда художники иконы одного из католических храмов в Ломе рисовали Богородицу с Великим Младенцем, они, конечно же, смотрели сквозь «оптику» чернокожих — взгляните А как же иначе?

И так всюду. Тот, кто бывал в   Храме Благовещения в Назарете мог видеть Богородицу и черную, и с раскосыми глазами, и в облике индийской красавицы. Как писал Свами Вивекананда, «если бы заяц пытался представить себе Бога, то он представил бы его себе в образе зайца». Это о разноцветных тканях, не правда ли?

В Порто-Ново живет пример другого поля смыслов. Это г-н Де Сильва – внук раба, вернувшегося из черной Бразилии. В его прадедовых ценностях – стыд за человеческий позор. Он содержит музей рабства, который, правда, уже перерос свое название.

Поначалу казалось, что Африка как-то призабыла ужас европейского способа расцвета.

Нет, не забыла…

На побережье Ганы до сих пор еще ржавеют пушки, которыми в форте Кейп-Коуста охраняли друг от друга свой непрерывно мрущий ресурс сначала португальцы, потом голландцы, потом шведы, потом англичане. Рабов тысячами держали в каменных казематах прямо под спальней и праздничной гостиной командующего фортом.

А рядом мальчишки сетями голубыми ловят крабов…

Сильное впечатление на всех произвела встреча в Ломе с Его Величеством — правителем Млапа VI. Это был урок, наверное, высочайшего служения, мужества и чего-то еще.

Из дневника Ринардаса Года:

«Самое сильное впечатление оставили три короля, которые крайне разные. 
Король в Кумаси — воплощение мужской энергии. Как говорит Виталий- воля и вера в чистом виде.
Король в Акре — воплощение женской энергии. Прямо-таки заботливая мать Тереза.
Король в Ломе — настоящий суверен, в котором воплотились обе энергии. У него и его народа есть ясные цели, он ценит свои обычаи, он инвестирует в  способных студентов (проявление мужской энергии). С другой стороны у него высокий уровень доверия к миру и открытости, если может с незнакомыми туземцами разговаривать на такие интимные темы как смерть или страх. Он излучает спокойствие и уверенность в себе. В нем сочетается и женское, и мужское.
Необыкновенный опыт. 
Я не только увидел гармоничную личность (или близкую к гармонии), но почувствовал ее энергию, находился в ее поле.
Идея для организации: сбалансированная или уравновешенная организация обладает огромной внутренней силой, которую может направить в любую сторону»

Ценности – это те «тряпочки», которые почти никогда не вынимаются из наших «тюков» или вынимаются по очень важному поводу. Это то, что проявляется только при смене контекста.

Например, другой вождь другого народа в момент, когда появилась возможность немного заработать на продаже простого рукоделья, стал отгонять своих подданных от «торговой площадки». И понятно же – своя рубашка ближе к телу.

Мы же тоже так – на дне «тюков» своей души носим то, что  до поры не видно. И только в редких случаях испытания ее можно понять, что там лежит на самом деле. А случая такого может и не быть…

Все же их должно быть – а то как же уйти-то, не разобрав «шмотки».

Из записи в тетрадочке.

Персонал необходимо специально помещать в разные контексты. Это обнажает, закаляет, тренирует его «мышцы», которые надо иметь в явном виде, чтобы понимать последствия перемен.

Но все же ценности иногда можно увидеть невооруженным глазом.

Это когда мы воплощаем собой свой личный художественный образ.

Правда же, очаровательно?!

Расхожий анекдот про того чернокожего, который всегда лежит под пальмой и ждет падения бананов, лишь наполовину правдив. Ровно настолько же, насколько чернокожего можно заменить кем-угодно другим, пальму – печью, а банан, скажем, сухарями.

Возможно, это тот самый герой анекдота. Нам показалось, это бомж, который, действительно, только что вылез из-под прибрежной пальмы в поисках курева.

Такие есть в каждом народе.

 Но в каждом народе есть и другие. Все дело в «тряпочках».

Взгляните на это… Это тоже Африка.

Все же ожерелье из питона – это благодатное диво!

А культура – это игра.

Это та игра, которая  может относиться к самым высоким сферам бытия. «Священнодействие не принижается тем, что его называют игрою, но сама игра возвышается тем, что понятие это возводят вплоть до высочайших областей духа» (Й. Хейзинга)

И для того, чтобы жизнь продолжалась и развивалась, нужна энергия. Свежая энергия радости, любознательности и восхищения, которыми останавливается хаос и зло.

И она есть в сердце африканцев, как и в каждом сердце, не раздавленном прессом цивилизации.

Кажется, Г. Юнг призывал не оставаться детьми, но быть как дети.

И тогда даже над самыми дремучими джунглями Африки, над самыми «большими гориллами и злыми крокодилами» протянется дорога от человека к человеку.

И пусть каждый понесет на эту встречу свой  многоцветный «тюк» — ткани их соединятся в полотно невиданной красы.

Мы еще не были в пустыне…

© 2024 ЖИВАЯ ПАРАЛЛЕЛЬ // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru